Вступительное слово

    Делиться со всеми злобой, чтобы не портить себе здоровье - это, конечно, хорошо, но мы решили, что для сохранения природного равновесия нужно делиться и радостными моментами. И вам советуем. Тогда всем будет радостней.

 

Выпуск №8 " Глубина лирики Сергея Шнурова "

     Группу "Ленинград" сегодня знают все. Кто-то ее беззаветно любит, кто-то, напротив, относится с неприязнью и даже порой с омерзением из-за наличия в текстах большого количества ненормативной лексики. Многие ценят эту группу за ее залихватскую и заводную музыку, предпочитая пропускать мимо ушей коробящие слух слова. Но мало кто замечает всю глубину и философичность лирики Сергея Шнурова, скрытую за своеобразной и неоднозначной формой. А между тем поэзия его подобна айсбергу, где над водой видно лишь одну десятую часть, а остальное скрыто от поверхностного взора и открывается лишь при внимательном рассмотрении. И сейчас я хочу попытаться высветить то, что таится за простыми и незатейливыми на первый взгляд строчками на конкретных примерах.

     Вещь, к которой я хотел бы обратиться, носит название "Терминатор" и вошла в альбом "Дачники". Песня довольно известная, ее много крутили по радио, так что я бы предпочел воздержаться от приведения здесь текста и сразу приступить к изложению одного из вариантов трактовки этой несомненно талантливой композиции.

     Прежде всего хочется обратить внимание на удивительно точный и глубоко осмысленный выбор образа одиночества, буквально граничащий с гениальностью - Терминатор. Вспомним одноименный фильм, а именно ту сцену, где герой, блестяще сыгранный Арнольдом Шваценеггером, сидит, запершись в своей маленькой грязной комнатушке в каких-то трущобах, сидит совершенно один, разрезает руку скальпелем, смазывает там какие-то шарниры, пытается привести себя в порядок, отчетливо при этом осознавая, что весь мир против него! И это не просто красивые слова - так и есть на самом деле. Его хотят уничтожить, и помощи просить абсолютно не у кого. Впрочем, помощи он и не просит, ни у Бога, ни у Черта, ни тем более у человека. И сейчас я уже говорю не только о герое фильма, но и о лирическом герое Сергея Шнурова, ибо в этом они абсолютно схожи. А теперь давайте вспомним, куда корнями уходят такие образы.

     "Бог умер" - сказал Ницше. "Я принимаю вину на себя" - добавил Сартр. Безусловно, на этих постулатах и рождается наш герой, разочаровавшийся в жизни, не верящий ни в людей, ни тем более в метафизику. Он никого не обвиняет, в отличие от множества других персонажей рок-н-ролльной тематики, испускающих направо и налево миазмы ненависти к своей стране, к своему миру, плюющихся инвективами, адресованными кому угодно, начиная от правительства и заканчивая семьей (цель вторична, главное выплеснуть свою ненависть). Нет, он другой. Но тем не менее он неизбежно приходит к бунту, и этот момент важен. "Две кости и белый череп - вот моя эмблема. Называй меня теперь Терминатор Немо". Выбор аллегорической символики отнюдь не случаен - пиратский флаг всегда означал презрение к любого рода законам, исключая свой собственный, более того, презрение к социуму вообще - такому, который существует на данный момент. Также глубоко продумана аллюзия на роман Жюля Верна. Вспомним, кем был Капитан Немо - добровольный изгнанник, бунтарь, предпочитающий миру людей свой собственный подводный мир, в котором он - хозяин. Наш герой чувствует абсолютную свободу, ту самую, которая "лежит по другую сторону отчаяния" (опять же Сартр). Как тут не вспомнить "Бунтующего человека" Камю - это ведь почти классическая иллюстрация. Бунт, порожденный осознанием абсурдности собственного существования, назрел в душе героя и он стремится к действию. Но действовать разрушительно он не может, ибо, несмотря ни на что, чувствует свое единение с людьми. "Растворился я в тебе, как в океане море" - признается герой в самом начале. Разочаровавшись во всем, он, тем не менее не может уйти от своей человеческой сущности, "единого сознания" со всеми людьми (Шопенгауэр), он полон сострадания. Таким образом, бунт неизбежно приходит к противоречию, являясь наглядной иллюстрацией к исследованиям Альбера Камю. На этом можно было бы остановиться и считать рассматриваемую песню апологией экзистенциализму, если бы не одна фраза, на которой я хотел бы остановиться особо.

     "Буду жить теперь один" - говорит лирический герой, и за этим словом "буду" скрывается потрясающая глубина. "Буду жить!" - декларирует он всему миру, и это не просто вялое согласие незрелого ума, который банально устал от проблем, нет, это осознанный выбор человека, полностью понимающего, на что он идет, и принимающего это. Этой фразой автор делает качественный скачок и приходит от экзистенциализма к этакому осовремененному воистину конфуцианскому смирению. Он знает все, и тем не менее принимает мир таким, каков он есть, со всей несправедливостью, со всем злом, во всем его абсурде. Он отвергает все посторонние мысли, сосредоточившись лишь на жизни, во всех ее земных проявлениях. (Не могу не отметить, как грамотно выбрано место для такой значимой фразы. Автор абсолютно не акцентирует на ней внимание, как, скажем, Дельфин в известной песне "Я буду жить", более того, он ставит ее не в конце песни, а в первом куплете, лишь усугубляя этим ее эффект. Таким образом, фраза усиливается из простого "буду жить" в "буду жить, несмотря на...", и этот ход очень удачно подчеркивает позицию автора.)

     В заключении хотелось бы более углубленно остановиться на конфуцианских мотивах в творчестве Сергея Шнурова. Рассмотрим куплет из еще одной песни с того же альбома "Дачники": "Я пришел домой, звоню в звонок, блюю, шатаюсь, насквозь промок. А ты мне из-за двери: "А это, бля, кто?" А я ответил: "Твой хуй в пальто!"" Сколько раз в нашей жизни возникали схожие ситуации? Да, безусловно, это неприятно. Однако, будучи запечатлена в художественном произведении (причем весьма метко и с иронией), ситуация уже обретает форму ритуала, почти церемонии. Сиюминутное увековечивается во вневременном и посредством этого приходит к вечности - не к этому ли всю жизнь стремился Конфуций? А сколько подобных ярких образов и ситуаций в поэзии Сергея Шнурова? И кто знает, не станет ли его лирический герой предтечей для нового поколения философов? Ведь все старые философии изрядно поизносились, они уже не годятся для нашего безумного времени, для нынешнего уровня развития информационных технологий, когда на человека буквально с колыбели обрушивается весь мир во всей своей жестокости и несправедливости. И надо учиться принимать его, пусть порой иронично, порой с оговорками, но ведь нам в нем жить. Жить, как это делают ярко выписанные герои талантливого поэта Сергея Шнурова.

Tipok

К оглавлению

 

 
Hosted by uCoz